PDA

Просмотр полной версии : Солнечная Мордовия


sv430903
23.10.2011, 22:19
Каждому человеку дорога его Родина. Я хочу открыть новую тему о земле, на которой родилась. Она называется - Республика Мордовия. Почему Мордовия солнечная? Честно скажу - не знаю, но это словосочетание прочно закрепилось за республикой. Есть подозрение, что это связано с Мордовским Дубравлагом. В нашей республике целая сеть зон. Вот и пошло - где-то солнечный Магадан, а у нас - солнечная Мордовия!!!

Немного истории

Коренное население республики – мордва, она относится к финно-угорский языковой группе. Этнически мордва неоднородна и состоит из двух групп – эрзя и мокша. Есть и еще одна группа - шокша, но их совсем немного. Этноним «мордва» впервые упоминается в VI в. н.э. в сочинении готского историка Иордана. Об обширном мордовском крае, расположенном в бассейне Оки и ее притоков, было известно в раннем средневековье далеко за пределами Поволжья. Упоминания о мордве встречаются в путевых записках западноевропейских путешественников и послов, в русских летописях. Расселение средневековой мордвы в зоне исторического противоборства оседлых и кочевых народов не позволило ей создать самостоятельного государства.
Вхождение мордовских земель в состав Русского государства было длительным и сложным. Завершилось оно в середине XVI века с падением Казанского ханства. Для защиты от систематических набегов крымских татар и ногайцев был создан сплошной, сложный по устройству оборонительный комплекс, состоявший из крепостей, сторожевых пунктов, ворот и лесных засек. Отдельные элементы засечной черты сохранились до настоящего времени. На одной из засечных черт, в месте слияния рек Инсар и Саранки в 1641 году был основан город Саранск – первоначально сторожевой опорный пункт. Первыми поселенцами Саранска и других городов-крепостей мордовского края – Темникова, Краснослободска, Инсара были стрельцы и казаки. На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.
8659

sv430903
23.10.2011, 22:47
Мордовский край находится в самом центре России. Столица и естественно самый крупный город - это Саранск. Людей в Саранске немного, примерно 250 тыс. Но посчитать их невозможно, потому что одни, хоть и прописаны в городе, но живут и работают в Москве (в основном!), а другие - по документам проживают в районах, а на самом деле - в Саранске. Так и мигрирует население - туда - сюда, впрочем, как и везде в стране. С высоты птичьего полета Саранск безусловно красив. Вот это самый центр:

8660

А вот и Ледовый дворец:
8661

А это здания Казначейства и Министерств различных. В Министерстве сельского хозяйства когда-то работал мой отец:
8662

В Саранске много церквей - и православных, и католическая есть, и мечети, и синагога, и евангелистов... Никто никого не притесняет и у каждого есть свой выбор. Самый большой - Собор Федора Ушакова:
8663

sv430903
24.10.2011, 11:50
С культурными заведениями в Саранске тоже все в порядке - 3 театра + театры для детей + масса ресторанов (в которые даже в будний день с трудом попадешь - всегда все занято. Например, для выпускных балов рестораны заарендовали уже в сентябре, а выпускной-то будет - только в июне! Вот так!!!).
Наш Национальный театр:
8668

А это Театр музыкальной комедии имени Яушева:
8669

А это к нам приезжал пару лет назад В.В. Путин:
8670

В Мордовии, и в частности в Саранске, много всяких предприятий. Последнее достижение - технопарк. Сначала его хотели построить отдельно как микрорайон на берегу Саранки, но потом денег не хватило и построили отдельные здания по всему городу:
8671

sv430903
24.10.2011, 19:29
В Саранске есть крупные учебные заведения федерального уровня - это Мордовский госуниверситет, Мордовский госпединститут и еще несколько поменьше институтов.
Это фото одного из корпусов педагогического института, где я работаю. Все здания выдержаны в одном цветовом стиле и напоминают мне бело-розово-голубой тортик:
8692

Конечно, какой город обходится без памятников! Например, возле парка имени Пушкина стоит такой памятник:
8694

А возле собора Ушакова стоит другой памятник:
8693

Яшель
25.10.2011, 00:50
Светик, ну, ты просто умница! С удовольствием прочитала про своих ближайших соседей! Саров одной своей половинкой находится на территории Нижегородской области, а старая часть города ( где мы с Димой живем) расположена на территории Мордовии! И Национальный Мордовский заповедник проходит частью по территории города! Там мы все грибочки и собираем и с девочками своими гуляем!
Света, а есть у тебя какой-либо материал по мордовским промыслам? Особенно меня интересуют мордовские костюмы! Там такая вышивка потрясающая! Вот бы посмотреть что-нибудь на эту тему!:bye:

sv430903
25.10.2011, 22:22
Ирина, привет! Ну конечно у меня есть про мордовскую вышивку. Собственно из-за нее я и начала эту тему. А потом решила сначала про современный Саранск рассказать. А еще будет материал про всемирно известного скульптора Эрьзю и очень хорошего художника Федота Сычкова (обожаю его картины смотреть живьем в музее, они ЖИВЫЕ и ДЫШАТ, кстати его работы есть и в Третьяковской галерее).

sv430903
25.10.2011, 22:33
Самые популярные виды народных промыслов и декоративного искусства в Мордовии - резьба по дереву, вышивка, изготовление глиняной игрушки и матрешек, плетение из бисера и лозы, изготовление изделий из бересты, ручное валяние валенок и плетение лаптей.
Познакомиться с работой народных мастеров можно в столице республики и 7 центрах этнокультуры. Среди них выделяются два - в эрзянском селе Подлесная Тавла (Кочкуровский район) и мокшанском селе Старая Теризморга (Старошайговский район).
Для тавлинской резьбы характерны объемные многофигурные композиции, движущиеся игрушки и музыкальные шумовые инструменты из мягкого неокрашенного дерева.
8696
8697

В Старой Теризморге шьются костюмы, выполненные в традиционном крестьянском стиле. Кроме того, в селе воссоздана крестьянская усадьба, где можно увидеть, как жила мордва-мокша в старину.
8698
8699

sv430903
25.10.2011, 22:43
Мордовская народная одежда - наиболее яркая часть художественного наследия предков. Она отличается необычайной декоративностью, богатством и красочностью орнаментальных мотивов.
Орнаменты зависели не только от вкуса и семейных традиций, но и от возраста человека, которому предназначалась одежда. Вот, например, костюм девушки эрзянки:
8701

А это одежда девушки мокшанки:
8700

Можно сравнить эту одежду с костюмами молодых женщин. Костюм женщины эрзянки:
8703

Костюм молодой женщины мокшанки:
8702

Ну и наконец костюм пожилой эрзянки:
8704

sv430903
25.10.2011, 22:53
Для сравнения приведу и костюм современной эрзянки. Обратите внимание - сколько на ней бус, причем разных!!! Это так и должно быть :vo:
8705

Вообще все костюмы многослойные, там внизу еще несколько юбок и рубашек. Если все одеть на себя - получается толстенькая фигура. У мордвы всегда ценились дородные женщины :)

sv430903
26.10.2011, 19:41
Вы заметили, что народные костюмы представлены здесь в основном в женском варианте. Женский костюм действительно сохранился до сих пор! А вот мужской национальный костюм был утерян еще в 18 веке.
Дает себя знать национальный состав населения. Ну вот например, статистика 2002 года: русские — 70,98 %, мордва — 21,20 %, татары — 5,14 %, украинцы — 0,71 % и др.
Лучше всего рассматривать костюмы и вышивку на артистах народных ансамблей. Мастерицы, работавшие над дизайном костюмов, следовали общепринятым канонам одежды мордвы.
Вот как одеваются артистки Мордовского государственного народного ансамбля "Келу" ("Береза"):
87548755

А это концертные костюмы девушек из Государственного ансамбля "Умарина":
87568757

И наконец, костюмы девочек из ансамбля "Эрзяночка":
8758

sv430903
26.10.2011, 20:24
Мужской костюм в древнем варианте удалось найти только на артистах ансамбля "Торама":
8759 8760

Кстати, ребята из этого ансамбля прекрасно исполняют песни древней мордвы. Есть такие длинные песни, где до 20 и более куплетов. Для чего? Так ведь пели-то их во время сельскохозяйственных работ - пашет поле и поет. Пока все не вспашет - песня не кончится :vo: Или начинается праздник - образуют селяне хоровод, в то время в поселении людей было много - хоровой длинный и песня длинная!!!
8762
Для иллюстрации - картина А.Баргова "Полдень"

sv430903
31.10.2011, 23:47
Мордовские народные костюмы используются не только у артистов в наше время, но и обязательно на праздниках:
8781

При встрече важных гостей (правда, надпись у них на русском языке :p):
8783

И даже в конкурсе красоты Мисс Волга:
8782

Яшель
02.11.2011, 02:08
Спасибо, Светик, порадовала! Костюмы прекрасные! Я когда на них смотрю, руки чешутся что-нибудь повышивать эдакое красивое!
На счет дородных мордовских женщин я тоже поняла! Значит к следующей экспедиции ты должна как следует подготовиться: костюмчик национальный себе справить ( можно самой сделать) и поправиться эдак примерно минимум на 10 кг, да еще с десяток юбок одеть!!! Да-а-а-а-а! Самое то будет!:yahoo: А то ты как-то отстаешь в весе от некоторых ( не будем уж пальцами тыкать):tishe:

sv430903
02.11.2011, 21:38
Ну что ж, поправиться конечно не мешает, только к мордовским женщинам я отношусь весьма условно (только по месту проживания). Однако, начинаю есть по вечерам - а то днем некогда :vo:

Итак, продолжаю тему про народные мордовские вышивки, авось кому пригодится!
Вышивка на одежде мордвы располагалась вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам основных полотнищ. Количество вышивки, ее колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения одежды.
Основным элементом орнамента вышивки по подолу является ромб (ромб с диагоналями, ромб с продленными или загнутыми сторонами и др.). Большая часть окаймляющих бордюров выполнялась черной или темно-синей шерстью с очень редкими вкраплениями вышивок зеленого, желтого и красного цветов.
8828
8827
8830

sv430903
02.11.2011, 21:42
В наплечных и нарукавных вышивках мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, круг, восьмиконечная звезда и ее элементы, рогообразные фигуры, прямые и косые кресты, Т-образные фигуры.
8831
В головных уборах мордвы по композиции выделяется несколько сюжетов вышивки, но объединяет их всех наличие изображений деревьев.
8832
Наиболее сложной является композиция, в которой горизонтальной чертой все изображение делится на верхнюю и нижнюю половины.
8833
На верхней половине в центре - фигура дерева. Его ствол упирается в вершину треугольника, находящегося в нижней половине и стоящего на диагонально пересеченном квадрате. По бокам этого дерева находятся двенадцатиконечные звезды и два изображения дерева с вырванными корнями. В нижней половине, кроме квадрата с треугольником, на его верхней части находятся два симметричных изображения деревьев с ромбами на вершинах, а с внешней стороны ромбов - еще по одному ромбу.

sv430903
03.11.2011, 20:19
В вышивке головных уборов мордвы встречается еще несколько вариантов сюжетных композиций. На одних в центре располагается фигура прямого креста с ромбами на концах
8835

На других - косой крест, построенный на основе ромба:
8836

sv430903
03.11.2011, 20:26
Итак, в мордовской народной вышивке преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические (зигзаги, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки). Эти же орнаменты встречаются на изделиях из глины, кости, металла (в музее есть образцы I века н.э.).
Имеются еще две категории орнаментов - изображения деревьев и птиц (в основном водоплавающих - уток)
8837

А теперь наконец цветные фрагменты вышивок. Они не очень четкие, потому что сфотографированы с настоящих раритетных костюмов в музее:
8838 8839 8840 8841

sv430903
03.11.2011, 20:32
Ах, какая красота эти вышивки!!! Это же сколько надо было воображения и усидчивости :vo:
8842 8844 8845 8846

8843

sv430903
04.11.2011, 22:21
Смотрю на ночной Саранск - красота:
8851

Ах, что-то потянуло на природу - быстрей бы КОСТЕР.
В Мордовии тоже много природных заповедников.
Среди них выделяются живописным обликом и редкими растениями урочище «Шмелев пруд», озеро Широкое в Ардатовском районе, Симкинский ландшафтный заказник и озеро Инерка в Большеберезниковском районе, урочище «Белые озера» в Зубово-Полянском районе, Левжинский ландшафтный заказник в Рузаевском районе.
8854
По берегам рек Суры и Мокши встречаются древние дубы, возраст которых составляет 300 лет. В районе Виндрея охраняется 400-летний дуб с окружностью ствола 8 м. В Симкинском лесничестве растет добрый десяток дубов-старожилов почтенного возраста: им уже по 500-700 лет. Деревья-старейшины находятся на овальной поляне в 300 м от озера Желтое в пойме реки Суры. По преданиям у этих деревьев мордва устраивала языческие моления.
8852 8853

sv430903
06.11.2011, 20:57
Продолжая тему природы, как не сказать о маленьком зоопарке в Саранске.
Животных там довольно много и чувствуют они себя неплохо, судя по внешнему виду:
8881
8884
8885

А возле клетки с ослами висит предупреждение: осторожно! Ослы кусаются (так оно и есть, верблюд тоже как-то кого-то укусил!!!)
8883 8882

ivettalen
06.11.2011, 23:32
"дикие" ослики и верблюдики Саранска!!!!!! класс!!!!:vo::)

sv430903
08.11.2011, 20:55
Мордовия подарила России множество великих имен. Например, выдающийся русский врач-офтальмолог академик Владимир Филатов появился на свет в родовом имении в Ромодановском районе.
На весь мир прославил свою малую Родину великий скульптор Степан Эрьзя.
8889
Мордовский скульптор Степан Нефедов во всем мире известен под именем Эрьзя. Боготворивший своих предков-крестьян, Эрьзя вобрал в себя культуру всей земли и поистине стал художником мира.
Степан Нефедов родился 130 лет назад, в 1876 году в селе Баево Ардатовского уезда в крестьянской семье. Его художественный талант проявился рано. В Алатыре и Казани Степан помогал мастерам расписывать церкви и получил первые художественные навыки.
В 1901 году он уехал в Москву, где стал посещать классы Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1906 году, оказавшись в Италии, молодой художник создает из мрамора свои первые шедевры, ставшие художественной сенсацией на международных выставках.
Мне очень нравятся его скульптуры: Страсть, Четырнадцатилетняя мать, Пламенный, Первый поцелуй
8890 8891 8892 8893

ivettalen
09.11.2011, 20:45
Света, спасибо большое за Эрьзя! Лет 30 назад мне подарили альбом с его работами и много лет фотографии его скульптур казались мне самыми прекрасными на свете --в этой сфере! Спасибо!!!:vo:

sv430903
10.11.2011, 22:23
В 1914 году скульптор возвращается в Россию. Здесь он интенсивно работает, восторженно встречая революцию, которая, по его мнению, поможет осуществить самые грандиозные проекты. Он работает в Москве, на Урале и Кавказе.
В середине 20-х годов скульптор выезжает с выставкой своих произведений в Европу, затем судьба забрасывает его в Южную Америку. В 1927-1950 годах он живет в Аргентине. Здесь Эрьзя находит новый скульптурный материал - прочные и выразительные породы субтропических деревьев. В Аргентине он создал портреты Льва Толстого, Сократа, Микеланджело, Иоанна Крестителя, Моисея, Христа. В 1950 году скульптор возвращается в СССР и привозит большую часть своих работ, около 200 скульптур.
8939 8940 8943 8942

Последние годы он жил и творил в Москве. Здесь он и умер в 1959 году. Похоронен великий мастер в Саранске. На его могиле установлен памятник работы Сергея Коненкова. Произведения гениального мордовского художника хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, во многих частных коллекциях в России и на Западе.
8941

sv430903
10.11.2011, 22:33
Наиболее известные произведения экспонируются в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи.
8946

Виртуозно обработанные материалы - мрамор, железобетон, дерево, чугун, гипс - все у мастера одухотворено, дышит живой плотью, проникнуто высочайшими человеческими чувствами и сильными страстями.
8944 8945

sv430903
13.11.2011, 20:55
В музее Эрьзи на первом этаже есть постоянная выставка работ прекрасного художника - Ф. В. Сычкова (1859-1958).
8959
В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.
8960 8961
Детство родившегося в селе Кочелаево Пензенской губернии (сейчас Ковылкинский район Республики Мордовия) Федота Сычкова, большие художественные способности которого были очевидными с малых лет, прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде. Для юноши существовала одна цель — Петербург с его Академией художеств. Чтобы заработать необходимые средства на поездку, подросток работает в иконописной мастерской, пишет фрески в церквях, выполняет живописные портреты по фотографиям.
8962 8963
В 1895 году Ф. Сычков, окончив Рисовальную школу в Санкт-Петербурге, стал вольнослушателем Академии художеств. В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину "Письмо с войны". Тема жизни крестьян, сельских праздников — основная для художника, хотя писал он много портретов, пейзажей, натюрмортов.

Умер Ф.В. Сычков в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.

sv430903
14.11.2011, 23:40
Просто обожаю картины Сычкова
89718972
А когда стоишь рядом с настоящими картинами - видишь, что они ЖИВЫЕ, а краски - яркие, играют и переливаются всеми цветами:
897389748975

Ну не чудо ли, эти картины?!!!

sv430903
16.11.2011, 19:32
Не могу остановиться. Покажу еще картины Сычкова, очень они мне нравятся:
8977 8978 8979 8980 8981

Яшель
18.11.2011, 00:14
Света, мне тоже очень нравится Сычков! Особенно его женская серия! Всегда смотрю с удовольствием! Работы Эрьзи в большом количестве экспонировались у нас в Сарове! Замечательные фактурные вещи! Но живопись Сычкова лично мне ближе! С удовольствием посмотрела еще разок! Спасибо!:bye:

sv430903
24.11.2011, 22:58
Мордовский народный танец

Мордовский народ с древнейших времен с помощью танца пластически выражал многообразие чувств (радость, мольбу, страх, скорбь, гнев, нежность, торжество и веселье). Все это, как и желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать движения в работе земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав, формировало своеобразную «копилку» танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, в свою очередь, развивая пластику тела и углубляя человеческую мысль о ней, складывались в определенную лексику танцевальных движений национального традиционного танца. Лексика служила и своеобразной пластической летописью, и формой передачи родовых традиций, и средством познания мира, и способом выявления разнообразных дарований.

Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам : сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус.

Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость.
9021
Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце : ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.
9022

sv430903
29.11.2011, 23:00
С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы, образные и сюжетные танцы, а также пантомимы.
9080
Истоки и основы танцевальной пластики мордовской хореографии закладывались в обрядовых представлениях, которые вплетались в структуру религиозных и бытовых традиций народа.
9079

П. Мельников-Печерский (1909) так описывает праздники и моления в честь Анге-патяй (богини жизни, добра и любви) : «Накануне девушки изо всей деревни собирались вместе и с берёзовыми ветками в руках, с венками на голо-ве ходили от дома к дому с громким пением. В своей песне обращались они к Анге-патяй, прося ее сохранить жизнь прибавляя молитву Нишке-пазу, чтобы он прислал к ним женихов. Мужчины не имели права присутствовать при этой церемонии. Если бы какой-нибудь смельчак осмелился проникнуть в это время в кружок девушек, они бы имели право схватить его, трепать и щекотать, пока он не откупится десятком свежих яиц».

Только дудник мог ходить с девушками, если они приглашали его играть на не-хитром мордовском инструменте. Маленьким девочкам предоставлялось право нести березу (килей), украшенную полотенцами и каркс-чамаксом (передник без нагрудника). Под вечер девушки идут на ближайшую речку, ручей, ключ или к колодцу с песнями. Поставив деревце на берегу, выстраиваются вокруг него, кланяются ему трижды до земли. После поклонения божеству березы водят круговой хоровод с песнями, похожими на русские. В завершение праздника девушки начинали «кумиться». Для этого делали большие венки из березовых ветвей и целовались через них. Покумившись, девушки с громкими песнями возвращались в деревню.
9084

Рисунок танца выстраивался вокруг священного дерева из движений участников против часовой стрелки, из различного рода «змеек», малых и больших кругов S-образных фигур, полукруга. Лексический материал танца состоит из пружинистых шагов с остановкой со слегка присогнутыми коленями. Руки исполнительниц хоровода на протяжении танца опущены вдоль туловища и немного отведены в сторону, в руках — ветки березы, а если таковых нет, кисти полусогнуты ладонями вниз. Этот круговой хоровод постепенно перерастает в веселый, живой, задорный перепляс где участницы праздника соревнуются в манере исполнения танцевальных движений, также в пластике, в позировках и ракурсах, характерных для данного танца. По окончании веселья девушки кланяются божеству березы, снимают с головы венки и бросают их в воду. При этом замечают: чей венок поплывет, та девушка скоро выйдет замуж, а если потонет, то, возможно, скоро умрет.

sv430903
02.12.2011, 22:17
Мистические представления мордовского народа, вера в магические предсказания судьбы были известны как в древности, так и в настоящее время. Примером прорицательной мистики у мордвы являются хороводы-гадания.
Гадание с помощью ковша. У священного источника участницы празднества выстраивались полукругом, опустившись на колени, устраивали благодарственные моления Ведьаве (Матери Воды).
9098
По окончании моления большой деревянный ковш обходил всех молящихся. Сам танец «водился» в роще с незамысловатым рисунком, танцующие двигались, огибая растущие деревья, держась за руки то змейкой, то какой-то непонятной геометрической фигурой, которую трудно в темноте различить. Заводящая хоровода держала в приподнятой руке связку колокольчиков, их звон дополнял чарующее пение участниц этого празднества. Очевидно, смысл танцевального действа в березовой роще заключается в том, чтобы скрыться от злого духа, вызвать его отвращение звоном колокольчиков и отогнать от себя.
Следовательно, танцевальные движения хороводов-гаданий, исполняемые девушками на этих празднествах, несли в себе элементы святости, мистических представлений, веру в добрые предсказания судьбы посредством магии. Доказательством этого в обряде гадания является то, что заводящая хоровода брала ковш — кече (м.,э.) Он был больших размеров (в этот ковш входило ведро пива). Заводящая черпала воду из святого источника, передавала его девушкам, которые в свою очередь по цепочке смотрели в нем отражение небесных звезд, покачиваясь то в одну, то в другую сторону, специально позвякивая при каждом движении своими колокольчиками. По окончании своеобразного магического действа девушка неожиданно для всех обливала водой из ковша участниц излюбленного гадания. Каждая желала попасть под живительные капли святой жидкости, получить своего рода очищение.

sv430903
05.12.2011, 23:55
Танцы-заклинания связаны с обожествлением ветра, солнца, дождя, грома, молнии, воды и т. д., на которые старались воздействовать приемами магии.
Такие танцы исполнялись о время обрядовых действий. Назначение этих танцев состояло в защите от болезней и опустошительных налетов вредителей сельскохозяйственных культур. Вот что пишут исследователи по этому поводу: «После моления суеверная мордва устраивает гулянье. В прежние времена было обыкновение во время питья мирского пива барабанить в звонкие металлические вещи, как-то : в печные заслонки, медные тазы и т. п., под звуки оных брызгать вверх пивом, что в понятии мордвов означало дождь, гром и молнию». Праздник после магического гадания заканчивался возвращением девушек в деревню, они шли с протяжным пением, взявшись за руки.

Все обряды поклонения воде всегда были связаны с пляской, например : «В прежние времена после венчания молодую выводили на реку : здесь она, держа руки сверх головы, три раза кланялась в воду. Потом из дома новобрачного выносили ушат, наполняли из той реки водою и, отступив немного от берега, плясали вокруг него».

С пляской были связаны и предания мордвы, например : «Бог грома, Пурьгине-паз, который плясал на собственной свадьбе с девкой Сыржей по лавкам, по столам, по скамьям, по палицам, по чашкам и ложкам. Вот почему, когда случается гроза, мордва думает, что Пурьгине-паз пляшет на небе; (как плясал на своей свадьбе перед похищением Сыржи на небо, у её родителей в избе)».

sv430903
11.12.2011, 22:37
Широко были распространены магические обряды при начале пахоты, сева, уборки урожая, для вызывания дождя, для обеспечения удачи на охоте, войне и так далее. Раздетые донага женщины выстраивались вдоль межи своих полей со словами заклинания, с вверх поднятыми руками и движениями их из стороны в сторону, проделывая круговые взмахи вперед, обращенные к небу, демонстрируя с помощью выразительной пластики рук магическое действие ритуального танца.

Весьма интересен молян, совершаемый мордвой в честь бога грома и молнии, в котором проявляется смешение элементов язычества, христианской религии : «... вся мордва от мала до велика становится на колени и молится».

Этнограф И. Русанов (1868) отметил, что, «обратясь на восток и изображая на себе крестное знамение, произносят во всеуслышание молитву». А А. Листов (1866) заметил, что «два или три старика приглашают праздновать с ними молян умерших сродников. После того взрослые мужчины становятся друг около друга с караваями хлеба, образуя полукруг, по которому пробираются три старика, подходя к каждому, вынимая ножом небольшие части хлеба ... По окончании молитвы все садятся на траву кружками и начинается обед». В этом молении рисунок религиозного действия вплетен в танец мордвы, исполняемый во время календарно-обрядовых праздников.

sv430903
19.12.2011, 22:49
многие танцевальные элементы мордовских групповых плясок связаны с магией плодородия : «... для них характерны равномерные несколько тяжеловесные «топтания» на всей ступне на месте или медленное движение по кругу, в чем можно усмотреть архаичные представления о том, что «удары» по земле ногой, палкой способствуют оплодотворению земли и хорошему урожаю. Эти реликты древней земледельческой магии отражены в народной поэзии (девушка, приплясывая, идет по полю — появляется трава, по лесу — вырастают деревья, по селу — родятся мальчики) и в обрядовой культуре (сваха на свадьбе мерно стучит люляма или ритуальным посохом о землю — пожелания чадородия невесте)».

Из приведенных примеров видно, что в танцевальных движениях прошлого заключалась магическая функция, как в шумящих и в звенящих украшениях, которые повлияли на пластику танцевальной культуры мордвы и дополнили ее.

Наиболее ярко магические функции шумяще-звенящих украшений как оберегов всего женского тела проявляются в свадебной пластике. Она имела большое значение, потому что связывалась с такими событиями, как выбор невесты, создание семьи, продолжение рода, сохранение и укрепление общинных устоев. Доказательством этому служит фольклорный мокшанский женский танец села Мордовская Поляна Зубово-Полянского района, записанный телевидением Мордовии. Шумяще-звенящие украшения в нем влияли на пластику, а через телодвижения магического и эротического характера исполнительницы символически воздействовали на окружающую природу. При этом у мокшанок «грудь покрывается сеткою, состоящей из множества серебряных переплетенных между собой кружочков. На шею вешают множество красных ожерельев с медными бубенчиками, гремящими при каждом движении тела», этим возбуждая и воспламеняя в пляске любовную страсть. В подобных танцах в период язычества отражались религиозные верования мордвы.

Эта оригинальная пляска женщин, возможно, связана с каким-то семейным обрядовым праздником, например, в честь богини двора Юрхтавы — Юрхт озкс (мокш.) или Вермавы (мокш.) в Вербное воскресенье молян-братчин, которые всегда заканчивались пиршеством, танцами и пением хороводных, плясовых песен. Танцевальные движения эротической пляски : удары ногой и хлопки в ладоши — несли в себе магическое символическое значение, а впоследствии потеряли свой смысл и приняли форму забавы.

sv430903
23.12.2011, 22:59
Своеобразный пластический танец женщины исполняют по кругу, двигаясь против часовой стрелки. В такт музыке слегка приподнимают ступни ног, делают быстрые удары (переборы), меняют положение «носок- каблук», поворачиваются то в одну, то в другую сторону, одновременно меняя положение рук на талии, поднятых вверх и согнутых в локтях на 90 градусов с приоткрытыми ладонями наружу или собранными в кулак от себя, или производят свободный перевод их вдоль туловища из стороны в сторону.
Исполнительницы, не останавливаясь в движении танца, делают быстрые переводы бедер от талии вперёд-обратно попеременно, одновременно отводя плечи в противоположную сторону, отчего происходит интенсивное колыхание на груди шумяще-звенящих украшений, производя сильное впечатление на окружающих зрителей. В этом заключался глубинный смысл о новой нарождающейся жизни, символизируя энергию, красоту, молодость женщины и земли.
9245
Магия танца достигается женщинами через пластический образ, с помощью дополнительного звучания множества подвесок, колокольчиков и бубенчиков, серебряных монет, жетонов, мелькающий блеск и перезвон которых сливается в характерную гипнотизирующую музыку, согласную с ритмичными движениями ног, рук, бедер и плеч, сливаясь в гармонии с цветовой гаммой красочного костюма.

sv430903
29.12.2011, 00:08
Загадочные, ритмичные телодвижения танцующих исполнительниц наполнены эмоциональной приподнятостью, восторженным весельем, чувственным воспроизведением элементов эротического характера, создавая выразительную пластику, гипнотизирующий эффект. Таким простым средством в прошлом можно было избежать вселения злых и завистливых духов в человеческое тело.

В моменты технической импровизации движений танца женщины сопровождали их словесными восклицаниями и выкриками пара (мокш.), вадря (эрз.) — «хорошо», обращаясь к мужчинам — палама (м.), паламо (э.) — «поцелуй». Этот эмоциональный всплеск танцующих исполнительниц связан с переполняющими их чувствами. Следовательно, динамичные движения эротического характера вошли в танцевальную культуру мордвы, как и символы люляма (м.), люлямо (э.) и штатол (м., э.), символизирующие в древности фаллос в обрядах.
Так, например, М. Маркелов отметил, что во время праздника саратовской мордвы Роштовань куда (1922) совершается обряд сюлгамо микшнема (продать сюлгамы — булавки), когда «из соломы или тонких прутьев делаются колечки и нанизываются мужчине на половой орган. Он ходит по комнате и кричит : «Сюлгамот жшнян, рамадо дешевасто» («продаются булавки, дёшево»), — выборный староста заставляет девиц покупать, а кто не покупает, то есть не берёт с члена эти колечки, той показывает староста 25 жгутов. Приказ выполняет одно из выборных лиц». После чего начинается разгул веселья с песнями и пляской эротического характера с элементами, символизирующими энергию жизни, связанную с оплодотворением и воспроизведением земли.

В другом обряде, как описывает И. Смирнов (1895), перенос свечей (штатол) происходит так (1895) : «Женщины, попивши и поевши, несут свечи к соседу. Во главе процессии идут три бабы с так называемыми алашат — палками, концы которых обделаны в виде конских голов. За ними еще три бабы едут верхом на палках аршина в 2 – 2,5 длиной. Вся компания распевает грубо-эротические песни. Мужчины старательно избегают встречи с ними ввиду того, что попавший в руки к бабам делается жертвой безобразных издевательств. Несчастного раздевают донага, поднимают на плечи и несут по улицам, высказывая весьма откровенные соображения насчет малых и больших физических ресурсов своей жертвы».
В. Майнов пишет (1877), что в других обычаях проявляется «значительная разнузданность при танцах, указывая на культ какой-то мордовской Афродиты». Он связан с богиней детопроизвоства и деторождения Вермавой. Ей поклонялись и устраивали моления, в жертву ей давали рыбью голову, девушек кормили икрой, детей — кашей. «Приготовления к её моляну делаются за три или четыре дня до Вербного воскресенья; это праздник девок, которые делают складчину, варят пуре, пляшут особую пляску, явно священную, так как сущность ее символизирует акт совокупления, и совершают затем явно в честь Вермавы свальный грех».
Г. Снежницкий указывает (1895), что в этот священный праздник много суеты, «молодежь обоего пола свободно веселится, поёт песни, производит соблазнительные игры, пляску, не без жестов, оскверняющих христианство».

Епископ Макарий тоже отмечал, что в это время «пляшут обыкновенно попарно, или же две девки, причем одна изображает мужчину». «При танцах мордва пляшет довольно грациозно, выделывая чрезвычайно мелкие антраша, — написал Н. Прозин о празднике пензенской мордвы (1865), — а начинают они пляску, становясь друг против друга и топая ногами, женщины складывают при этом руки на груди, а в середине пляски подбочениваются, молодую мордовку обыкновенно долго уговаривают, пока она согласится сплясать, но зато, когда она уже решится начать пляску, то пляшет до упаду». Все праздничное торжество в честь богини Вермавы заканчивается плясками и неприличными кувырканиями, а также песнями, мотив которых однообразен, причем преобладают всегда две ноты.

А народ раньше умел развлекаться!:vo:

sv430903
31.12.2011, 21:12
Исследователи XIX–XX вв. отмечали, что у финно-угорских народов существовали магические обряды с масками и ряжением. Это подтверждается примерами борьбы с масками смерти, холеры и др., взятых из мордовского фольклора : в молениях от эпидемий (стака мор-озкс), от саранчи (цирькун-озкс). Магия участниками обрядового действия осуществлялась языком пластики танца и пантомимой в сочетании с костюмами исполнителей. Танцевальное таинство совершалось то плавными и величавыми, то задорными и темпераментными движениями рук, ног, корпуса и головы; то бегая вприпрыжку, то ползая на животе, роя пальцами землю; то медленно уходя прочь, время от времени оглядываясь, создавая синхронными телодвижениями образ страха.

Через ритмические танцы-заклинания изображали битву жизни и смерти, с которыми мордва связывала свои представления о таинственных злых силах, опутывающих человека загадочным колдовством
9290

sv430903
05.01.2012, 21:48
Оригинальные телодвижения и описанная пластика мордовского танца пришли из древности, сохранив смысл и в современной хореографии.
Были у мордвы и свои "жемчужинки". Так, церань маням-ка (эрз.) — «мужская приманка» у девушек Самарской губернии и других районов расселения мордвы выполняла гипнотизирующую роль в комплексе женского национального костюма. Она состояла из узкой разноцветной сотканной тесьмы с прикрепленными различного рода украшениями (пуговицы, мелкие монетки, ракушки «каури», стеклянные бусы и т. д.) и вешалась со спины на шейный ободок так, что ее длина доходила до копчика девушки. На конце тесьмы привязывалась кисточка из шерстяных цветных нитей, свисая вниз пушистым хвостиком с бубенчиком или колокольчиком. При ходьбе и движениях в танце церань манямка постоянно ударяла по бедрам, тем самым выполняла «кокетливую» роль привлечения и «приманивания» мужчин, как дополнительный гипноз, как магия шумяще-звенящих украшений, исполняя те же функции, что и танец, песня, музыка и слово.
9301
Наступил год Велеса. У мордвы к ранним языческим представлениям восходят обычаи и поверья, связанные с «хозяином» леса — медведем. Он являлся символом мудрости, предком-прародителем. В этой связи можно вспомнить и о распространенных поверьях о том, что «бездетная женщина, если она хочет иметь детей, должна сплясать с медведем». Вот почему в свадебном обряде много песен, музыки, танцев, связанных с «медвежьей» темой. И большинство песен сопровождается неудержимой удалой пляской, что, несомненно, указывает на существование в древности ритуальных «медвежьих» танцев у мордвы.

sv430903
05.01.2012, 22:57
Ну вот и наступил Новый 2012 год!!! Мордовия праздновала вместе со всей страной. Билеты на поезд в Москву раскупили еще в середине декабря!!! Даже сидячие места (оказывается есть в наше время и такие)!!!
Вот как выглядел Саранск в новогодние дни:
9302 9304 9305 9306

sv430903
26.08.2012, 16:49
В Мордовии отпраздновали 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства

С 23 по 25 августа 2012 года Мордовия принимала гостей: на празднование юбилея приехало по примерным подсчетам около 15 тысяч человек из более 60 регионов России и из зарубежных стран. Выбеленный и выкрашенный город сверкал чистотой
10935

10936

10937
24 августа Президент России Владимир Путин обратился к жителям и гостям Саранска на митинге «Все мы Россия»:
10938
А 25 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в столицу Республики Мордовия:
10939

sv430903
26.08.2012, 17:22
У подножия памятника объединения Мордовии и Руси собралось около 100 тыс. человек. Студентам и преподавателям университета и института выпала честь изображать Российский флаг:
109461094710948

А вечером, при свете половинки Луны, пилотажная группа "Соколы России" показала свое феерическое авиашоу (жаль, что на снимке не видно прожекторов самолетов - фау):
1094910950

sv430903
03.10.2012, 00:12
Саранск примет матчи чемпионата мира по футболу 2018 года

Только-только Мордовия отпраздновала 1000-летие единения с российскими народами и вот:Саранск получил право на проведение матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Об этом было объявлено в прямом эфире Первого канала.
Право провести ЧМ-2018 Россия получила в декабре 2010 года и изначально в ее заявку входили 13 городов: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар и Екатеринбург, но уже тогда было известно, что в итоге право принять у себя турнир получат 10 или 11 городов.

Интрига сохранялась до последнего: из одиннадцати городов - столиц будущего мундиаля - Саранск был назван десятым, а завершающей в этом перечне значилась Москва.

Место в заветном списке столице маленькой поволжской республики досталось в упорной борьбе: не секрет, что 300-тысячный Саранск - самый малочисленный из городов-претендентов - чаще других называли главным "кандидатом на вылет". Однако местные жители были уверены в победе своего города. Даже после того как буквально накануне многие СМИ дружно растиражировали информацию "из достоверных источников" о том, что Саранск якобы исключен из числа организаторов футбольного первенства, в Мордовии хранили поистине олимпийское спокойствие. А вечером в субботу почти пять тысяч жителей Саранска пришли в городской Ледовый дворец, где была организована прямая связь со студией Первого канала. Оптимистичный настрой в зале помогала поддерживать группа "Дискотека Авария".
11134
Завершилось все грандиозным салютом.
(а форму, которую нам выдали для изображения "российского флага", надо прибрать - похоже, пригодится!!!)

sv430903
03.05.2013, 21:54
"Мордовия" победила "Спартак"

Уверенной и красивой победой ФК "Мордовия" со счетом 2:1 завершился сегодня в Саранске матч 27-го тура чемпионата страны по футболу, в котором хозяева поля принимали московский "Спартак".
Сегодняшняя встреча на саранском стадионе "Старт", несомненно, стала для местных любителей футбола главным матчем сезона. Никогда прежде Саранск не видел такого наплыва иногородних "ультрас": поддержать один из самых любимых и популярных российских клубов сюда приехали, по разным оценкам, от трех до пяти тысяч болельщиков "Спартака". Билеты на игру закончились еще за несколько дней до матча. В пятницу на улицах Саранска буквально рябило в глазах от красно-белой символики. За два часа до начала встречи спартаковские болельщики маршем прошлись по центру города. "Мы приехали, чтобы побеждать!" - скандировали они, сопровождаемые усиленными нарядами полиции.
Букмекеры предсказуемо ставили на гостей. Уже к началу матча накал страстей на трибунах достиг апогея: многотысячный хор спартаковских фанатов перекрывал динамики стадиона. Многолюдно было и в VIP-ложе: вместе с руководством региона "Мордовию" поддерживал и один из самых преданных болельщиков саранской команды - губернатор Самарской области Николай Меркушкин.
"Спартак" в Саранске победил на трибунах, но проиграл на поле!
12860

ivettalen
04.05.2013, 09:31
:(...наша семья традиционно болеет за "Спартак" уже несколько десятков лет.....:plach:...Ну---поздравляем....:(

sv430903
16.07.2013, 22:06
Эрзяне провели традиционное моление Раськень Озкс

Обрядовый эрзянский праздник Раськень Озкс прошел 13 июля в селе Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии, сообщает издание Finugor.ru.

Начался праздник с традиционной молитвы предкам. На вершине кургана была зажжена восковая родовая свеча весом более 400 кг, и прозвучало обращение предводителя эрзян. Участники обряда повторяли слова молитвы и поднимали руки вверх.

Далее собравшиеся приняли участие в обряде обновления Маара. Каждый из участников обряда в память о погибших предках высыпал горсть земли, привезенной им со своей родины. По ходу солнца вокруг священного кургана провели лошадь с запряженной сохой. Лошадь у эрзян считается священным животным — согласно древним легендам это животное было подарено людям верховным богом Инешкипазом.
13182
Неотъемлемой частью праздника является жертвоприношение. В этом году в жертву было принесено три быка. Каждому участнику молений был предложен суп из мяса жертвенных животных.

Завершился Раськень Озкс поминальным обедом и большим фольклорным концертом.

Раськень Озкс на русский язык переводится как народное или родовое моление. По эрзянски "раське" — народ, "озкс" — моление.

Место для проведения праздника было выбрано не случайно. Считается что в кургане, на котором проводятся моления, захоронено около 11 тысяч воинов павших воинов - эрзян, марийцев, чувашей, удмуртов - преградивших в 1612 году путь Ногайской орде к Нижнему Новгороду.

Обряды на этом месте проводились до 1629 года, а затем были запрещены царским указом. Праздник был возрождён в 1999 году. В настоящее время моление Раськень Озкс проводится раз в три года.

sv430903
06.10.2013, 19:33
Утренняя зарядка для жителей Саранска

В Саранске на стадионе "Старт" ежедневно, кроме воскресенья, для всех желающих по утрам проходит утренняя зарядка!!!!! (это в наше-то время!)

«Утренняя зарядка» проводится, чтобы помочь горожанам вести здоровый образ жизни, привести все тело в тонус, подарить хорошее настроение на весь день, ускорить обмен веществ в организме, что особенно важно тем, кто работает сидя! Укрепить иммунитет и снизить заболеваемость среди людей. Желающие также пользуются беговыми дорожками, теннисными кортами, футбольным полем.

Аня
07.10.2013, 19:43
А мне так нравится это! Какие они молодцы!:vo:

sv430903
07.10.2013, 22:15
Изучала раздел с рунами ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) и обратила внимание на две руны - первую Сварожич и 55 Святая Русь. Оказывается Сварожич связан со словами, которые повсеместно встречаются в Мордовии - Сур, Сурья, Сурож, Алатырь, и ключевыми словами у него стоят сварь, сурож, сурь, суровый, сувор, русы, руские, свет, свеча, святость, сарай, Саратов, Саранск!
А у руны 55. Святая Русь одним из определяющих значений является Сура - река, протекающая по Мордовии и Пензенской области.
Кстати, ходила в новый Театр оперы и балета и увидела орнамент под крышей: 14001
Это же орнамент Сварожича!!!!! Он и внутри театра повторяется везде!!!!!

sv430903
31.01.2014, 23:51
«Световой лес»

На днях в Мордовии наблюдалось необычное гало — явление в виде «светового леса». Световой или солнечный столб представляет собой вертикальную полосу света, тянущуюся от мощного источника света. Очень ярко и четко его удалось запечатлеть студенту В. Бондареву в городе Инсар. Пиллары высотой в 90 градусов, образуют в зените корону из столбов, что считается достаточно редким случаем.
146521465314654

Световой лес — это вид гало, который можно наблюдать только во время сильных морозов, при образовании морозного тумана (алмазной пыли). Главным образом это совокупность световых столбов от близких источников света ламп, фонарей.
Подвешенные в воздухе плоские кристаллы вызывают солнечные столбы, высота столбов показывает до какой высоты доходит облако кристалликов.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

sv430903
19.04.2014, 21:01
Саранск - самый улыбчивый город!

Американский интернет-портал Jetpac City Guides назвал Саранск в числе самых счастливых городов мира. Эксперты изучили более 100 миллионов фотографий, размещенных в социальной сети Instagram пользователями из 6 000 городов. Исследователи учитывали улыбчивость населения, манеру поведения, одежду...
Как уверяют зарубежные аналитики, чаще всего улыбаются жители провинции. В общероссийском рейтинге лидирующую позицию занял Саранск (столица Мордовии), за ним следуют Липецк и Набережные Челны. А вот мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург, признаны самыми угрюмыми.
В общем зачете российские города обошли финские, норвежские, шведские и китайские, но уступили украинским.