PDA

Просмотр полной версии : Традиции Руси. Куклы.


Ориана
09.12.2009, 23:21
О Долюшке, или, как ее еще называют, «Куколке на счастье».

935

Эта куколка-загадка: вроде игровая, да не совсем, вроде обережная, да не только, вроде близка к земному миру, да из потустороннего. Думали мы, гадали, какое же на самом деле реальное значение у этой куколки (ведь известно о ней очень мало), кроме того, что она подружка-помощница, мышка-норушка... и пришли к выводу, что она помогает определиться с местом в этой жизни, т.е. занять свое. Ведь это так важно – быть на своем месте, тогда и в душе ладно, и снаружи мир, и с близкими хорошо

Из книги Елены Левкиевской «Мифы русского народа»:
«Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей – определенным количеством блага, которое включает в себя сроки жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, – доля, у-часть, у-дел (от глагола делить) – показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, – одному достается ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой.
Доля появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих человеку богатство. /…/ Часто Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую – Недолей, Бедой, Злыдней лихой, Злыднями и тому подобными именами».

Это противопоставление прослеживается и в «кукольной традиции» как части Традиции общей. Наряду с куколкой-Долюшкой, одной из самых «светлых» традиционных кукол, существует обережная кукла Недоля, которая крутится целиком из старой ношеной тряпки с наговором болезней и других проблем, мучающих человека, и затем сжигается.
В славянской Традиции именно на Марену Зимнюю принято сжигать старую наговоренную одежду, с которой Мара забирает всё плохое – полное соответствие с обрядовым использование куклы Недоли!

«…Доля – это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, ее вид зависит от того, кому она принадлежит. Это может быть здоровая старуха в белой добротной одежде, с костылем в руке; или женщина с распущенными волосами; Доля счастливого человека ходит в красивой одежде, Доля купца имеет облик красивой девушки, крестьянина – здорового черного мужика, работника – облик кобылы. /…/ Вид Доли меняется, если человека ждут важные перемены… /…/ Белорусы верят, что Доля – это красивая нагая девушка, всюду сопровождающая человека. Западные белорусы представляют ее (там Доля называется Счастьем) в виде маленького человека, который носит с собой в сумке разные милости».

Маленький человечек, красивая девушка, в красивой одежде, с длинными волосами… Никого не напоминает? Это же и есть наша Долюшка – Доля богатого, счастливого человека! Но есть у нее и другие, менее привлекательные лики… Получается, что, изготавливая Долюшку, мы выполняем сразу несколько задач.

Во-первых, «проводим диагностику». Это свойственно работе со всеми обережными куклами. Если у «хозяйки» (или у того человека, для которого изготавливается кукла) есть какие-то серьезные проблемы с Ладом в душе (а отсюда, как правило, – и болезни, и невезение, и житейские неприятности), то и куколка получается «неЛАДной», а то и вовсе «не идет». По «настроению» куклы, легко улавливаемому даже новичком в «кукольном деле», по ее дефектам или «затыкам» на разных этапах работы с ней можно, поразмыслив, определить источник проблемы. А лечение, как известно, гораздо эффективнее в случае правильно проведенной диагностики.
Во-вторых, ладим свою судьбу. В каком бы образе она ни пребывала до своего воплощения в Долюшке, мы «заставляем» ее проявиться в образе красивой жизнерадостной девчушки. По сути, применяем один из основных приемов симпатической магии: то, что изменилось внешне, несет с собой и внутренние изменения.
И, в-третьих, готовим себя к переменам. Изменив облик и сущность своей судьбы и воочию проследив изменения, мы уже проходим половину пути по изменению себя и готовы к этим переменам, подсознательно подстраивая себя к образу своей желаемой счастливой доли.

Еще одна проблема, которую помогает разрешить Долюшка, – действительно, поиск своего места в жизни.
«…Считается также, что человек беден, потому что занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье».

Таким образом, вот четвертая задача: воплощая свою Долю в образе куклы, мастерица как бы призывает ее для совета. Вряд ли при этом нужны какие-то дополнительные обрядовые слова или действия: достаточно осознанного изготовления куколки, после чего цепь событий может подтолкнуть нас в нужном направлении. Бывалые «кукольные мастерицы» охотно подтвердят, то это – не мистика, не исключительный случай и не простое совпадение, а наоборот – обычная практика работы с обрядовыми и обережными куклами.

Осталось выяснить последнее – собственно родословие нашей малышки, источник, из которого она черпает свою волшебную Силу.
Снова обратимся к книге «Мифы русского народа»:
«Доля может предсказывать человеку перемены в его судьбе, показываясь перед каким-либо событием. /…/ По одним поверьям, увидеть свою Долю можно только два раза в жизни – сразу после рождения и за несколько минут перед смертью. По другим, это можно сделать по своему желанию, к тому же разными способами. Чтобы увидеть Долю, нужно в ночь на Пасху пойти в поле и, услышав звон колоколов к заутрене, спросить: «Где моя Доля?» Услышав ответ, нужно идти туда, куда сказано, и у встретившейся в этом месте Доли спросить, в чем заключается твое счастье. Вещь, которую Доля даст человеку (например, кусок холста или войлока), нужно беречь, т.к. именно она – источник счастья в доме».

Похоже, изготовление «Куколки на счастье», или Долюшки, – еще один способ увидеть свою Долю, не сохранившийся в быличках, сказках и преданиях, но переданный нам через прикладную сугубо «женскую» Традицию. Это и неудивительно: ведь Доля и Недоля в русской мифологии тесно связаны с Макошью – Богиней, прядущей нити Судеб каждого из людей, а также покровительницей женского ведовства и рукоделия, – выступая в качестве ее сподручниц или ликов самой Макоши.

ВЕДА
08.01.2010, 17:34
К статье "О Долюшке, или, как ее еще называют, «Куколке на счастье».

Согласна с автором статьи. На этот новый год я сделала 10 куколок "на счастье". Первую куклу я всегда оставляю себе, она несмотря на то что делалась впервые получилась самая лапочка и самая ладная, мне даже очень захотелось сделать их побольше, но.... с каждой приходилось практически маяться, то они выпадали из рук, то рвались нитки, то менялись бесконечно наряды. Каждую куклу я запомнила очень хорошо. А потом давала выбирать на подарок на выбор и наблюдала кто какую выбирал, зная тех кому они попадали в подарок я удивлялась насколько точно изготовление данной куколки рассказывало о человеке, о его качествах, пристрастиях, характере.

Не скажу что у меня уж такая ладная Доля. но свою куколку "на счастье" я очень люблю, она стоит у меня возле компьютера и поднимает настроение, такая она получилась ладненькая, веселая и писклявая девчушка.

ivettalen
08.01.2010, 23:11
Люда, мне так захотелось еще одну куколку из твоих рук!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

ВЕДА
09.01.2010, 20:03
Лена, как только представится случай, обязательно пришлю :)

ivettalen
09.01.2010, 22:15
Люда!!!!! ты-АНГЕЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !:vo:

marika
02.05.2011, 09:44
Благодарю вас за такой интересный материал. У меня просьба- если можно раскажите технологию изготавления куколок..... Спасибо заранее.:teddy:

Маруся
16.03.2013, 13:27
Масленица - праздник славян (делаем оберег)
12521

Издавна Масленица праздновалась за неделю до Великого поста.
Именовалась она Сырная седмица - употребляли в пищу все молочные
продукты,рыбу и сыр .
По христиански - эта неделя прощения и примирения с родными и близкими.
Желательно посвятить время для приятного и доброго общения с родными, друзьями.
Масленица празднуется каждый год по разному - в зависимости от даты Пасхи и начала Великого поста..
2013 году блины будем печь с 11 марта по 17 марта.
По славянским обычаям Масленица знаменовалась приготовлением блинов, изготовлением чучела , народными гуляньями.
В начале недели чучело устанавливали на главной площади -
села, деревни, города - в последний день его сжигали и устраивали
ярмарку.

Кроме большей Масленицы - установленной на большей площади -
изготавливали и маленькие - которые выглядели значительно изящнее
своей сестры, они служили оберегами для дома и своих хозяев. Вешали
такую куклу в красивом месте, ближе ко входу в дом.
Изготавливали куклу-мотанку и как подарок для новобрачных.
Попробуем и мы изготовить Масленицу.
Вариантов изготовления куклы - много, я постараюсь показать
Вам самый просто - который не составит труда приготовить быстро и без
особого труда. Будем собирать куклу с поднятыми вверх руками -
обращение к солнцу - юбку соберем по кругу - символ солнцеворота.
Куклу собираю и хранят год - на следующий год - готовится новая, а эта сжигается.
Куклы -мотанки всегда изготавливались из подручного материала,
старые вещи, ленты - то что напоминало приятные события и с чем было
жаль расставаться, все шло на благо и во благо!
Нам понадобится:
лоскут белой ткани, двунитка, бязь - 20*20 см. - для головы;
два лоскутка белой ткани 10*12 см - для рук;
два цветных лоскутка (ситец,сатин) 20*20 см. - для юбки;
лоскут для косынки - желательно красного цвета;
синтепон или вата - для головы;
немного пряжи (кукла - мотается) - желательно красного цвета
12522

Первым делом займемся изготовление головы
12523
12524

Подготовим руки, верхний край немного загнем и скрутим
12525

Маруся
16.03.2013, 13:42
12526
Туловище практически готово
12527
Займемся юбкой - обратите внимание - как она складывается -
лоскутки для юбки перегибаем по диагонали, кладем их перпендикулярно
друг другу.
12529
Первым делом - нижний лоскут загибаем к центру
12528
Верхний лоскут,загибаем по часовой стрелке, от левой руки к правой (на кукле).
12530

Маруся
16.03.2013, 13:48
Также по часовой стрелке нижний лоскут со спины загибаем к центру.
12531
Верхний лоску загибаем за спину. Все как бы по кругу.
12532
Осталось надеть кукле платок
12533

Вот наша маленькая масленица и готова, можно еще на руки
привязать красные ленточки...загадывая при этом желания - сколько
желаний - столько и ленточек!!!
Поместите свое творение в укромное место - пусть кукла оберегает Вас.

nadinrom
21.07.2013, 20:15
СпасиБо,Интересно.

Маруся
09.04.2014, 13:36
Пусть Ваша Доля будет счастливой! - КУКЛА - ОБЕРЕГ

14935
Традиционная кукла оберег Доля - олицетворение судьбы.
Самое древнее женское Божество Макошь наделяла каждого долей, а её помощницы (Доля и Недоля, или Среча и Несреча) пряли нити судьбы для каждого. При неудачной судьбе говорили: "Несреча тонко прядёт"…

У Макоши просили хорошей доли, удачной судьбы и для девушки это конечно: хороший жених, удачный брак, благополучная жизнь.

При изготовлении куклы оберега Доли как никогда уместно придерживаться традиционного подхода: не брать в руки иглы, ничего не обрезать у самой Доли. Достичь этого несложно. Кукла состоит из двух частей: тела и рук. Обе части можно сделать намотав нитки на подходящий по размеру предмет и снять их не разрезая.

Для тела обычно берут белые нитки. Отделив от мотка, не разрезаем намотку. Фиксируем шею, ладошки, обережный крест без узлов. (По опыту шерстяные нитки развязываются, сколько бы их не наматывали, лучше их зафиксировать капелькой клея.)

Юбку же можно разрезать, иначе никак не обойтись, зато тело самой Доли без разреза и без узелка. Обязательно с обережным крестом.

Косу делаем длинной и не тонкой (как у меня), но помним и о мере. Мера - это гармония, лад, красота, равновесие, золотая середина. Конечно слушаем себя, кто как не Вы сами знаете свою долю и знаете, чего бы хотели от своей Доли. Любите и благодарите свою Долю, какой бы она ни была, созидайте своими помыслами и руками! Глядишь, на благодарность и любовь ответят тем же!

1 Нитки шерстяные или полушерстяные, красная лента.

14936

2 Наматываем нитки для косы (обычно длина локтя, а толщина по вашему ощущению) и белые нитки для тела. Намотку для тела не разрезаем как у меня.( Дошло поздно, что тело как и руки можно не разрезать). Косу продеваем в голову.

14937

3 Готовим намотку для рук. Снимаем, не разрезая.

14938

Маруся
09.04.2014, 13:41
4 Красной ниткой фиксируем шею, помещаем руки под шею и наносим обережный крест, фиксируем ладошки.
14939

5 Подбираем по своему усмотрению нитки и предмет для намотки юбки.

14940

6 Намотку юбки разрезаем снизу, а через верхний изгиб пропускаем нитку и обвязываем вокруг талии. Заплетаем косу, привязываем красный бант.

14941

7 Надеваем пояс, голову украшаем красной лентой.

14942

Пусть Ваша Доля будет счастливой!

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

Маруся
13.08.2014, 19:23
Кукла - амулет. Подорожница

15681
Подорожница — рукотворный ангел-хранитель тела и души и хороший подарок для отъезжающих.

1. Для куклы размером 5-6 см берём квадратный лоскут светлой, желательно льняной ткани 15 х 15 см. Все остальные размеры регулируются в процессе и по вашему желанию.

Лоскут для юбки 4-5 см, длина см 15.

Косынка, желательно из тонкой ткани 25 х 10 см (обязателен разрез длинной стороны по косой).

Квадрат 7 х 7 см для котомки.

Полоска красная на голову.

Вата для головы.

Полоска ткани для рук шириной см 4, (длина рук определится в изделии, руки должны быть удлиненными, котомка едва не касается земли).

Крепкие нитки для обвязок.

По желанию подбираем фартук и привязываем его сверху юбки.


2. В центр кладём вату, туго и ровно оформляем голову. Нитки оставляем с припасом см 12 для других обвязок.


3. Красный повойничек накладываем на голову без загибов, не закрывая лба и перевязываем.

4. Определившись с длиной и высотой юбки собираем её на крепкую нитку.

5.Складываем внешними сторонами внутрь заготовку для рук.

6. В котомку можно положить синтепон или конкретно ваш материал в зависимости от случая, к которому делается подорожница.

7. Надеваем юбку и туго завязываем сзади. Этой же ниткой привязываем руки.

8. Обрезаем нижнюю юбку, котомку привязываем к рукам.

9. Надеваем косынку и наша Подорожница готова.
Если радует глаз, значит Ваша

15682 15683

15684
15685

Продолжение...

Маруся
13.08.2014, 19:25
Кукла - амулет. Подорожница

15686 15687

Источник: Шедевры рукоделия

Маруся
03.02.2015, 18:38
Зачем нашим предкам нужны были куклы
В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.

Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой. Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже.
Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз.

Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей.

Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой».

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.

Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.

Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку. Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.

После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашеклихоманки или трясовицы. Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу.
Должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли

Хоть большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских. Сегодня известны, пожалуй, всего три: близнецы Козьма и Демьян, да крестец Андропушко. В наш век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах…

Маруся
23.10.2015, 17:24
Куклы-обереги на Руси
18932Узнайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье.

Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт. 18933

Занимательные факты:Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтянки мастерили фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. Они имели подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол Клеопатру. Во дворце куклы исполняли роль манекенов, по их облачениям царица заказывала себе торжественные наряды.

Во Франции XVII века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных тенденций.

В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

Первоочередная задача славянской народной куклы — привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» — две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.
18934

Занимательный факт:Первоначально изготовление оберегов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то поблизости. Считалось, что только хранительница очага способна сделать по-настоящему сильный оберег и вложить в него частицу живой энергии. По умелости в создании первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.

Славянские куклы из дерева
Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

Славянские куклы из соломы.
Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».
1893518936

Продолжение...

Маруся
23.10.2015, 17:29
Славянские куклы из ниток.
1893718938
Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Тряпичные куклы-обереги
Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

Зерновушка
1893918940
Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

18941

Маруся
23.10.2015, 17:33
Кукла на счастье и удачу
18942
18943
Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса — тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

Ловушка для снов
18944
18945
Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

продолжение...

Маруся
23.10.2015, 17:40
Желанница
1894618947

Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания. Уже в процессе изготовления мастерицы закладывают в нее позитивный настрой и думы о своих мечтах. На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в коробочке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».
18948
Две ольховые палочки с раздвоенным концом длиной от 15 до 25 см были основой туловища будущей куклы, а раздвоенные концы — ее ногами. Палочки связывали нитками, на середину наматывали льняные очески (в современном исполнении — вату). Голову изготавливали, скатав шарик из тех же льняных оческов, затем его плотно обматывали лоскутком белой ткани, который у основания перевязывали ниткой.
18949Сначала кукушке делали головку — брали два-три кленовых листа, складывали их один на другой и петлей перегибали черешки. Затем листья заворачивали на манер юбки и всю конструкцию закрепляли нитью или троицкой травой (лесным мятликом). На головку могли надеть платочек, сделанный из лоскутка.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

- У нас на форуме много материала - рекомендаций по изготовлению различных оберегов и есть девочки - мастерицы, которые могут изготовить тот или иной оберег.:)

Тася
14.02.2016, 20:54
Здравствуйте, спасибо за идею с куклами. Очень красиво и интересно.

с уважением Тася.:vo::vo::vo::):bye:

Аня
16.02.2016, 11:13
Куколка Благополучие
Крепкая, увесистая кукла, набита шерстью, зерном, с медными монетками в руках - образ благополучия. Такая кукла нужна и дома, и на работе.

Куколка "Колокольчик"
Колокольчик - куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над входной дверью и приглашает в дом радость и приятные события.

Аня
24.02.2016, 12:24
К приходу весны делали кукол маслениц.
1.Кукла Масленица - обережная и обрядовая кукла. У куклы масленицы ручки тянутся вверх к солнцу. Юбочка куклы скручена специальным способом, как бы по кругу, что символизирует солнцеворот. Такую куклу делают в канун масленицы и хранят ее круглый год. На следующий праздник куклу сжигают. Это мощный оберег дома, семьи и тепла.

2.Кукла Масленица Большая - использовалась на народных гуляньях на праздник Масленица. Именно ее сжигали в конце масленичной недели, провожая тем самым зиму и привлекая весну. Именно этот оберег приближал наступление весны, и именно с этой куклой Масленицей сжигали люди все старое и плохое, что было в прошедшем году, бросая это в костер к Большой Масленице.
Кукла обладает мощной обережной энергией.

Тася
28.02.2016, 10:30
Здравия желаю!
Спасибо за идею с масленичными куклами!:vo::yahoo:
Скоро масленица!!! Надо делать именно этих ,, живых,, кукол :hi:

с уважением Тася.

Маруся
03.03.2016, 10:58
Обережная кукла "На счастливое замужество"

Маруся
03.03.2016, 11:03
Обережная кукла "На счастливое замужество"

Маруся
03.03.2016, 11:21
ИСТОРИЯ КУКОЛ-ОБЕРЕГОВ НА РУСИ
19964
Куклы-обереги — важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег.
Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Эта традиция существовала вплоть до 20 столетия, однако резкие изменения в государственном строе надолго остановили её развитие. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и всё больше и больше людей интересуются и возрождают это искусство.

Кукла оберег.Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами. Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать из льна или соломы. Также для изготовления кукол подходила глина, ткань, дерево и даже тесто.
По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные.
Первые из них не имели никакой магической функции, они служили, как понятно из названия, детям для игр. Их могли делать даже в виде зверей или птиц, как и некоторые обрядовые куклы.

Вторые же использовались, чтобы отметить какой-либо календарный праздник либо переход из одного состояния в другое. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние. Она выражала победу света над темными силами. Иногда её сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года.

Также известна кукла Филипповка, которую делали в специальный день (27 ноября). Как раз в это время наступала пора свадьб, то есть случался переход девушек в новое состояние — жены, а потом и матери. Считается, что Филипповка помогает женщине с новыми, непривычными хлопотами, оберегает её от усталости и ошибок, хранит благополучие молодой семьи как в духовном, так и материальном плане. Именно поэтому у этой куклы целых 6 рук, а на поясе прикреплен мешочек с зерном и монеткой.

Обережные куклы сами по себе также могут делиться на несколько категорий. Например, существуют те, что защищают ребенка от болезней или сглаза; обереги для молодых девушек или парней; для беременных женщин; для защиты благополучия семьи и так далее. Также различались сферы защиты и помощи кукол. Например, кукла Берегиня — хранительница семейного очага. Обычно её вешали над входной дверью, чтобы не дать злу просочиться в дом. Бессонницу делали для маленького ребенка, который часто просыпался по ночам. Считалось, будто она отгоняет бессонницу и кошмары, приносит хорошие сны.

АльтенЪ

Маруся
05.03.2016, 13:53
СЛАВЯНСКИЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
19976
Берегиня (Столбушка) — одна из древнейших кукол-оберегов. Считается первой помощницей хозяйки. Хранительница семейного очага, защищает семью от злых людей. Обычно её ставят возле входной двери, чтобы берегла дом.
Её внешний вид может варьироваться, но главным отличительным знаком этой куклы является её большая грудь, как символ материнства, плодородия, достатка. При её создании обычно используются красные нитки. Этот цвет на Руси издавна считался обережным. Также она помогает женщинам при родах, поэтому повивальные бабки часто просили принести с собой Берегиню. Кроме того, её использовали в разных обрядах, например, для гаданий. Раньше её дарили своим близким на новоселье, день рождения и даже свадьбу.
19972
Благодать (Благо-Дающая) — имеет точную дату создания — 7 апреля или на Рождество. Обычно её делали в подарок, сопровождая акт дарения словами:

Не грусти, не унывай, рук не опускай!
кукла оберег на счастье
Благодать (Благо-Дающая)

Соответственно, кукла Благодать всегда изображается с поднятыми руками. Она приносит в дом благую весть, помогает воспитывать детей. Поднятые руки символизируют передачу энергии женщине из неба. Для создания куклы часто использовали рябину или березу, которые сами по себе являются сильными оберегами. Некоторые усматривают в ней связь с так называемым Древом Жизни.
19975
Богач — один из видов куклы Зерновушки, приносит богатство в дом. Тесно связан с родовой силой, поэтому, создавая его, мысленно попросите помощи у своих предков. Эту куклу необходимо менять каждый год, для работы над ней отведен специальный день — 21 сентября, накануне праздника Рода и Семьи. Работая над этим оберегом, думайте о том, чего бы вы хотели для своей семьи на следующий год, какие цели вы поставите для этой куклы. Его одежда шьется из лоскутов яркого цвета, которые напоминают осенние листья. Когда только начинали сеять, зерно из куклы доставали и включали в посевы. Если урожай был богатый, осенью оберег заново заполняли свежим зерном. В случае, если год был неудачным, куклу сжигали и на осеннее равноденствие изготовляли снова.
19973
Божье око — наверное, древнейшая кукла-оберег. Хотя назвать его куклой будет не совсем верно, так как он даже приблизительно не похож на человеческую фигуру. Крест, лежащий в основе рисунка, символизирует как 4 стихии, так и доминирование света над тьмой на все четыре стороны света. Полосы на этом обереге означают силы, к которым вы взываете о помощи, а также поколения ваших родичей, прошедших и будущих. Цвета также имеют свое символическое значение. Таким образом, белый обозначает чистоту, истину; красный — жизненную силу, активность, страсть; зелёный — буйство природы, зарождение жизни; чёрный символизирует землю, корни, начало всего; синий — небо, радость, просветление. Его нужно вешать напротив входной двери, над кроватью ребёнка.
19974
Веничек благополучия — также не имеет человеческого облика, но, тем не менее, принадлежит к куклам. Главной отличительной чертой этого оберега являются 7 маленьких узелков с крупами. 7 — наиболее классическое число, хотя считалось, что чем больше мешочков будет навешано на куклу, тем богаче станет семья в следующем году. Крупы из узелков не выбрасывали, а бережно хранили. Наши предки воспринимали их как верное средство от любой болезни. Если кто-либо из родных заболевал, в еду непременно добавлялись зернышка из куклы. Кроме круп, в оберег можно было добавлять другие составляющие, которые также имели символическое значение. Так, например, кукуруза означала будущее рода, его процветание; перец — мужская сила; чеснок защищал от злых сил, ну а мак исполнял желаемое. Место хранения оберега скрывалось, и только хозяйка знала это. Она же использовала его по прямому назначению: «вымести» зло из дома.

Маруся
05.03.2016, 14:11
СЛАВЯНСКИЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
19977
Десятиручка — как правило, эту куклу делали в подарок на свадьбу, хотя иногда и сама невеста принималась за создание такого оберега-помощника.
Её основным предназначением было помогать молодой хозяйке управляться с домашними делами и непривычными хлопотами. Именно для этого у нее было десять рук, каждая из которых наговаривалась на определенное дело. Её тело перевязывалось красными нитками, а на низ сарафана традиционно пришивалось 9 бантиков такого же цвета. Раньше сразу же после изготовления куклу сжигали, дабы её энергия переходила к хозяйке, но сейчас этого уже не делают.
19979Желанница — очень популярная в старину кукла. Считалась только женским оберегом и тщательно скрывалась от мужского взора. Лучшим временем для её создания считался август. Чаще всего её создавали только в детстве, бережно храня её всю жизнь. Ей открывали самые заветные желания, прося об их исполнении. Для этого ей привязывали новую ленточку либо бусинку, подносили к зеркальцу и говорили:

"Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни, пожалуйста".

Соответственно, чем больше бусинок и ленточек накапливалось на куколке, тем сильнее она становилась. Существует несколько типов Желанниц: Поскакушка и Крошечка-Хаврошечка. Возможно, были ещё виды, но до наших дней они не сохранились. Эти два типа отличались сферой исполняемых желаний.
19981
Поскакушка отвечала скорее за желания духовного характера. В её создании использовались несколько видов древесины, выбор которой зависел от самого желания. Берёза опекала здоровье, дела семьи; рябина отвечала за активную защиту и предупреждение злых действий; вишня же сохраняла красоту и желанность девушки.
Крошечка-Хаврошечка занималась воплощением материальных желаний. Она помогала как обрести, так и приумножить богатство, родить здоровых детей, собрать богатый урожай и т.д.
19978Крупеничка — главная кукла из оберегов, символизировала сытость и благополучие семьи. По ней можно было судить, богата ли семья или нет, так как при нехватке зерна его обычно брали из этого оберега. Её наполняли зерном пшеницы, гречкой, рисом и другими зерновыми культурами. Как и у Богача, зерна из Крупенички шло в посев, но с нового урожая его обратно засыпали в куколку. Иногда, если год выдался особенно удачным, в куклу клалась и монетка. Каждая зерновая культура имела свое значение: гречка — наиболее традиционная крупа, сытость и благоденствие; рис — редкое и дорогое зерно, праздник в доме; овес — сила и здоровье.
19980
Кукла оберег Мама — кукла-оберег, изображающая радость материнства как создания новой жизни. Обязательным атрибутом её внешнего вида является наличие двух младенцев на руках. Куклу часто дарили на свадьбу либо когда женщина была уже беременна.

Куколку младенца, спящего на руках Матери, называли Пеленашкой. Она могла быть изготовлена и как самостоятельная кукла. Пеленашек мастерили матери непосредственно перед рождением ребёнка. Её вкладывали в кроватку младенца, чтобы злые силы приняли куклу за дитя, и таким образом защитить его. После крещения ребёнка оберег убирали, но всё равно продолжали хранить его на протяжении всей жизни.

Славянские куклы-обереги — это огромный своеобразный мир фантазии и мастерства, который невозможно осветить за один раз. Однажды увлекшись ими, уже нельзя остановиться на полпути и прекратить узнавать всё больше и больше об этих старых спутницах наших предков.

АльтенЪ

Маруся
13.05.2016, 23:03
Правила общения с обережными куклами
20560
При общении с куклами очень важно соблюдать определённые правила, дабы кукла работала в полной мере и не навредить себе.

1. Кукла безлика или на лице солнечный крест за исключением некоторых ритуалов. Наличие элементов лица:
– ограничивает возможности куклы;
– от неё исходит опасность того, что кукла заживёт своей жизнью, может пакостить.

2. К телу не должен прикасаться металл: ножницы, игла. Иначе кукла травмируется, потеряет силу и может обидеться.

3. Куклам не даётся имя, кроме некоторых случаев. По той же причине, что и не делается лицо. Обращаться к кукле стоит, по её названию (например, Спиридон, Крупеничка).

4. Куклам нужно отдыхать, для этого их надо убирать в ящичек, сундучок или на полку. Вы сможете это понять, прислушавшись к своим внутренним ощущениям от куклы.

5. Следует понимать, что кукла не является панацеей от любых бед и проблем. Она ваша верная помощница, создаёт для вас благоприятные условия, но выполнить за вас всю работу не сможет.

6. С куклой время от времени нужно разговаривать (можно про себя). С куклой нужно общаться не только, чтобы попросить о чём-то, но и поблагодарить или просто о чём-то рассказать.

7. Со временем куклы отживают своё, умирают. Понять это вы сможете также по своим ощущениям. После этого их нужно секуляризировать *.

8. Если с куклой что-то произошло, это значит, что она взяла на себя удар вместо вас, её тоже нужно секуляризировать *.

9. Кукол стирать нельзя.

10. Куклу ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с мусором!

11. Если кукла потерялась, то мысленно обратитесь к ней со словами благодарности, что она верой и правдой вам прослужила и что вы её отпускаете с Богом.

12. Если кукла потерялась, то мысленно обратитесь к ней со словами: «Благодарю тебя за службу».

*Секуляризация – снятие магических свойств с предмета.

Для кукол/оберегов секуляризация делается так:
1. Взять куклу/оберег в руку;
2. Произнести фразу «Ты – больше не кукла/оберег, ты набор тряпочек, ниток, пряжи, лыка (в зависимости от материалов)», при этом как бы смахивая с неё пыль другой рукой;
3. Отдать куклу стихиям (сжечь или закопать, или пустить по реке.)

А ещё при изготовлении кукол хорошо бы спрятать волосы под косынку, чтобы в кукле случайно не оказалось ваших волос. Крутить куколку лучше на коленях, а не на столе.

И ещё:
самую первую обережную куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать нельзя – плохая примета.

Аня
29.09.2016, 14:09
Завтра день Веры Надежды и Любви. Можно сделать Куклу "Вера надежда Любовь".
Вера - синий цвет, Надежда - зеленый цвет, Любовь - красный цвет.

Маруся
03.03.2017, 17:30
КАК НА РУСИ ИГРУШКИ ДЕЛАЛИСЬ
22334
Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Ещё в древности игрушки вырезали из дерева. Деревянные игрушки изготавливались на Севере, в Поволжье, Подмосковье. С рождением ребёнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни.
Самым маленьким предназначались всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской, ими обычно обвешивали детскую колыбель.

По мере того как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке.

Когда же ребёнок начинал ходить, то у него была другая каталка- на верёвочке. Чаще всего это был конь на колёсах. Он следовал по пятам за хозяином, а ребёнок переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так игрушка развивала ребёнка физически и воспитывала духовно. Примерно с двух лет крестьянский ребёнок играл вполне самостоятельно. Мячи, луки тренировали в нём меткость и ловкость, волчки, жужжалки прививали технические навыки, дудки, рожки, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой, игрушечные топоры, тележки приобщали ребёнка к повседневному деревенскому труду. Игрушки почти никогда не украшались ни резьбой, ни росписью.

К труду крестьянские дети приучались рано. Поэтому и все крестьянские игрушки делались таким образом, чтобы ребёнку было необходимо вложить в неё частичку труда: погремушку необходимо потрясти, тогда она зазвучит; каталку возить, тогда она оживёт; куклу одевать, и тогда она будет похожа на человека.

С 5-6 лет дети делали игрушки сами. Материал для игрушек находили рядом с домом, во дворе, на улице, в поле, в лесу. Из прутьев делали шалаши, луки, из древесной коры – кораблики и лодочки.

Приведённый выше материал подтверждает моё предположение о том , что народные игрушки воспитывали и развивали крестьянских детей.
На Руси существовали и центры по изготовлению игрушек. Самым крупным и известным центром по производству деревянных игрушек был город Сергиев Посад. Резьбой и токарной обработкой дерева занимались в Троицко - Сергиевой лавре и поселении вокруг монастыря ещё с 15 века. В процессе исследования я узнала о том, что игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же игрушечных центров.

Игрушки Петра 1 и его детей (потешных лошадок, фигурки коров, оленей, петуха, уток) изготавливали сергиевские мастера. Позднее в Сергиевом Посаде стали делать игрушки из папье-маше.

Получает своё развитие и матрёшка. Эта новая токарная игрушка стала в одночасье игрушкой-сувениром, визитной карточкой большой страны. А ещё на Руси делали игрушки из глины. Такие игрушки делали у нас в области в селе Абашево Спасского уезда. Они сохранились до наших дней, и у многих они есть дома. Известность, которую приобретает промысел в конце 20-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево Пензенской области, автора многих интересных игрушек.

Самой распространённой среди игрушек на Руси была и остаётся кукла. Глиняные, деревянные, тряпичные куклы бытовали в крестьянской среде несколько веков и имели различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Даже в самых бедных крестьянских семьях куклы имелись обязательно. В куклы играли и девочки, и мальчики примерно до 7-8 лет, пока женский и мужской детский костюм, кроме причёски, ничем не различался.

Вот как описывает процесс игры крестьянских детей в своей книге «Куклы» Марина Юрина:

« В свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали сначала укромное место для игры и строили там шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в них всё, как в настоящем жилище: горницу, сени, сарай. Потом начиналась игра: «парни» уходили на работы, за дровами, пахать, косить, а «девки» оставались дома стряпать, прясть пряжу, нянчить детей. Все эти знакомые роли часто исполнялись с куклами. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды».

Когда девочка подрастала и становилась девушкой, кукла была для неё визитной карточкой. Как правило, на посиделки, куда заглядывали будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности к рукоделию будущих жён.
В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Прежде всего это было связано с подготовкой девочек к роли матери и к ручному женскому труду – учили шить, вышивать, прясть.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзине, чтобы они не валялись, где попало.

Тряпичные куклы даже на жатву с собой брали, и по посиделкам с ними ходили, и в гости, а потом и в приданое клали. Удивительно: в куклы дозволялось играть даже невесте, пришедшей после свадьбы в дом жениха! Старые люди вспоминают: «Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свёкор строго всем домашним наказал: не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для её детей».

В 18 веке в Россию постепенно стали проникать игрушки из-за границы (в том числе и куклы) для богатых людей. Начиная с 19 века в Москве и других городах стали возникать мастерские по производству подобных кукол. Куклы из простых крестьянок стали превращаться в горожанок, одетых в современную, соответствующую времени года одежду.

В этот период, пожалуй, закончилось искусство рукотворной артельной игрушки. Однако самобытная русская игрушка продолжала жить и развиваться в центрах народных художественных промыслов.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

Аня
13.04.2017, 08:25
Пасхальных кукол для украшения дома делали за неделю до наступления Пасхи к Вербному Воскресенью. Их ставили на окно, чтобы показать, что здесь ждут наступления Светлого Христова Воскресенья. Позже кукол помещали на стол около пасхальных даров.
Самая красивая праздничная кукла так и называется – кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде, которая идет освящать традиционную пасхальною пищу в церковь, в руках она держит узелок с дарами. Делается Пасхальная кукла в красных тонах.
Красный цвет всегда символизировал собой жизнь, а Светлое Христово Воскресенье – это великий праздник жизни и возрождения. Само изготовление куклы Пасхи не отличается от общей технологии изготовления русских тряпичных кукол, но лицо и руки куклы делаются обязательно из красной ткани. На лице часто выплетается желтый или золотой крестик – символ Христа. В руках кукла держит узелок с тем, что несет на освящение в храм. Иногда кукле добавляли свечку, привязывали ее к руке. Такая кукла-оберег была необычайно прекрасным и дорогим подарком на светлый праздник.

Аня
18.12.2017, 13:48
На 25 декабря славяне изготовляли куклу "Спиридон-Солнцеворот"

В руках перед собой Спиридон держит колесо — символ Солнца. Солнце дает богатство, успех в любых начинаниях, высокое положение в обществе, жизнерадостность и энергичность.
Спиридон - Солнцеворот наделяет своего хозяина способностью «выруливать» из различных ситуаций, проявляя при этом солнечные качества: ответственность, честность, благородство и щедрость.
Считается, что «Спиридон-солнцеворот» может кардинально повернуть жизнь в нужную сторону, одним только поворотом солнца! Традиционно эта кукла изготавливалась на зимнее солнцестояние 24-25 декабря, когда происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз». т. е. прибавление светового дня. Обязательный атрибут этой куклы колесо-символ солнца.
Задумали важное дело — сделайте сначала Спиридона.
Спиридона желательно поставить на видном для хозяина месте в доме (возле рабочего места или на восточной стороне).

Маруся
11.01.2018, 10:08
Особенности русских тряпичных кукол
23833
Ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные её крупицы.

Кукла - способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с нею общается.
Кукла - не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Глиняные и деревянные фигурки стали национальным сувениром, куклы из гипса, воска, металла - достоянием музеев и коллекционеров. Папье-маше и фарфор в куклах сменили целлулоид, гуттаперча, резина и смолы; на смену им пришли куклы из твёрдого пластика. В свою очередь полиэтилен вытеснили мягкий пластик и винил.
23835
Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение.

Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В нём многое созвучно современникам - взрослым и детям.

Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это намного ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу и уход к предкам. Отзвуки древних смыслов куклы, дожившие до наших дней, услышаны и интерпретируются на фольклорной основе в разной форме.
23834
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Народная тряпичная кукла даёт сегодня блестящие техники и технологии, формообразования и художественного конструирования из ткани. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы.
У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло». В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков, обрезков от шитья «нехитрой крестьянской обновы». Каждый треугольничек и квадратик – как страница памятной родовой книги, которую по вечерам бабушка «читает» внуку.

Лоскут «с голубыми колокольцами» - про первое «мамкино платьице», купленное у коробейников, про жизнь деревни.
Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звёзды по ночному небу, - это от дедушкиной рубахи». Словно родовое письмо-треугольник напоминает он о судьбе родного человека, о войне и революции, трагических событиях в истории отечества. Автор рассказа как бы воссоздаёт руский характер, образ отчего дома.
Так и тряпичная кукла. Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и учёных. В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история».
23837
Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникали из обрядовых), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеки, в почитании предков. Вот почему у руской тряпичной куклы множество аналогий...

Встречают по одёжке
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным этническим родовым кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для руской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всём усматривался определённый смысл.
Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
23836
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличии от домотканых, вплоть до ХХ века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Домодельные куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье, же для своих детей, куклы обычно «вертели» из старого тряпья. И даже не по бедности, а по принципу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу, и воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных завёртывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пелёнки из ношеной одежды.
Для кукол использовали чаще всего подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаюсь с землёй и вбирая таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов....

Документальность кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде. Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приёмы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму.
Это важнейший принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по-кукольному выразителен.

Понёву для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырёхклинной. С ещё большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь – например, расшитую повязку с шёлковой лентой, венчающей голову красным веером. Пропорции большеголовых кукол, далёкие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отвечая реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

Из книги «Руская тряпичная кукла», авторы Галины и Марии Дайн.
Скачать книгу в формате PDF [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

Подарок, с любовью и заботой о близких
Руская тряпичная кукла может стать сильным оберегом для близкого человека или замечательной игрушкой для ребёнка, наполненной живым теплом и глубоким смыслом. Для вас она может быть советчицей и помощницей в любых делах и обстоятельствах. Помните, ещё в сказке у Василисы обережная кукла Берегиня была, во всех делах ей помогала?

Конечно же, для создания такой волшебной куклы есть особые правила:
Обережную куклу «крутят», «мотают». Сшивать тело куклы нельзя, его завязывают нитями или просто делают узел из ткани. К кукле не должен прикасаться металл. Если вам нужно подровнять какие-то детали наряда, сделать вышивку на одежде куколки или как-то украсить, то одежду с куклы сначала надо снять.
Когда завязываете нить на кукле, делайте нечётное количество оборотов (один или три). Все узлы вяжите с добрыми пожеланиями.
Славянских обережных кукол делают только женщины и только в присутствии других женщин или в одиночестве. В комнате, где крутят кукол, мужчин быть не должно. Исключение – для детей, однако, в этом случае мальчика надо занять каким-то делом.
Первую куклу-оберег для дома, своими руками созданную, оставьте себе, другие уже можете и дарить.
Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать обережную куклу за один день (с утра и до отхода ко сну).
Прежде чем творить куклу-оберег дома, представьте, какой она будет, подумайте не только о её внешнем виде, но и о её качествах характера. Будет куколка вам подругой, помощницей или мудрой советчицей? Когда будете делать куклу, держите этот образ в своих мыслях.
Свою причёску соберите, спрячьте под платок, чтобы в куклу случайно не упал волос.
Куклу лучше крутить на своих коленях, в «подоле», а не на столе.
Обережным куклам не рисуют лиц, чтобы в них не могли вселиться злые духи. По этой же причине кукле не следует давать имя, зовите её по названию: обережной куклой Берегиней, Желанницей и т.д.
К кукле относитесь с уважением, помните о том, что она – ваша подруга и помощница.
Когда кукла готова, выберите для неё место в жилище. Возьмите оберег в руки и прислушайтесь к своим ощущениям. Где вашей помощнице будет приятно находиться? Если вы подарили обережную куклу другому человеку, посоветуйте ему сделать то же самое.
Куклу не дают в руки посторонним людям, только вам и вашим родным можно к ней прикасаться.
Разговаривайте со своей куклой не только когда просите её о чем-то. Делитесь с ней новостями, рассказывайте о своих радостях и бедах, так вы быстрее подружитесь с оберегом.
Если кукла порвалась, сильно испачкалась или вы просто чувствуете, что она больше не готова вам помогать, значит, пора попрощаться с ней. Поблагодарите оберег за верную службу и отдайте природе. Сами решайте, что вам и вашей кукле лучше: сжечь оберег, закопать или отправить по воде. Перед этим попрощайтесь с куклой и обязательно скажите: «Ты больше не кукла, теперь ты снова кусочки ткани, нитки, пряжа, ленты (перечислите, из чего сделана именно ваша кукла)».
Если кукла потерялась или её украли, скажите: «Благодарю тебя за службу! Ступай с миром!»

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

Аня
27.03.2018, 07:26
Кукла «Птица Радость» — кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно украшали головные уборы в виде птиц. Украшали перьями, меховыми опушками. Женщины сами принимали образы птиц. Было поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным.
Птица-радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность: важно отделять понятие «красивости» от умения привлекать — особым образом заряжать собой и своим состоянием окружающее пространство, в которое притягиваются люди — мужчины, женщины, детские души. Это особое умение женщины — дать мужчине то, что дарит ему уверенность, покой, ощущение собственной важности, значимости, главенствования, и попросить от него взамен защиты, любви, нежности, щедрости. А еще эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь — на радость.

Маруся
12.04.2018, 10:10
Традиционная обереговая кукла Рябинка .
Традиционная обереговая кукла Рябинка - одна из самых сильных женских кукол.
24166
РЯБИНКА - Символ женской мудрости, материнства и домашнего очага. К матери на Руси относились с почитанием, относились так и к дереву Рябине, зря не ломали, знали об ее обережных свойствах.
Праздновались именины у Рябинки четыре раза в год, а делали Рябинку, когда созревали плоды - в четвертые именины, осенью.
Рябинка - оберег семейного счастья в доме, охраняет истинную любовь от несчастий и неприятностей.
Издревле на Руси ветка этого гибкого и, в общем-то, не самого могучего, на взгляд несведущего человека, дерева была символом Перуновой палицы. Рябина - это ягода Перуна, бога-громовержца.
Кукла вешается напротив или возле входных дверей и, подобно воину, не пропускает в дом ничего негативного.
Кукла охраняет истинную любовь от несчастий и неприятностей, она сильнейший оберег семейного счастья в доме.

Маруся
17.05.2018, 20:20
Магия кукол: зачем нужны неразлучники?
Раньше куклы часто были оберегами. Кукла-десятиручка в помощь по хозяйству, кукла для защиты дома. Неразлучники – традиционно делали на свадьбу, как оберег от злых взглядов молодоженом. Но так ли это? Оберегов может быть множество, но кукла – это целый простор для пожеланий. От того, правильно ли ее делали, зависит многое.
24266
Какое же значение имеют обережники?
Часто можно найти, что неразлучников делают подруги, а не близкие родственники. Но тогда жених и невеста не получают дополнительный заряд – силу рода. Ведь делать неразлучников нужно из материалов, которые уже были в семье, и чем дольше, тем лучше. Никакая красивейшая ткань не заменит ту энергетику минувших поколений и их поддержку. А уж покупать подобный оберег и помышлять не стоит! Лучше поискать где-нибудь на чердаке ткань не то бабушки, не то прабабушки и сделать хоть и лично невесте.

Неразлучники так же и символ верности в семье. Руки состоят из одной ветки, подтверждая свадебные клятвы – чтобы идти по жизни всегда вместе, и в радости, и в горе. Ветка выбиралась из любого дерева, кроме хвойных пород и осины, так как их часто связывали с нечистой силой. Чаще всего, чтобы поддерживать энергетику молодой семьи использовались ветки плодовых деревьев.

Немного дополнительных функций можно предать так же и... головой… Кукольной, разумеется. Например, добавить в голову крупную (во всех смыслах) монету. Таким образом в семью приманиваются деньги. Так же для достатка добавляется кофе, для здоровья - рожь, пшеница. Класть всего нужно столько, сколько хочется.

Для того, чтобы быстрее дождаться продолжения рода, на куклу девушки надевают красную или розовую бусину, символизирующую матку. Таким образом и женское здоровье поддерживается, и пополнение не за горами будет.

Мужчина должен быть защитником своей женщины, чтобы так и было, кукле-мужчине добавляют оружие. Какое именно оружие – не имеет особого значения. Достаточно любого, которое удается сделать, будь то сабля, меч или булава. Если женщина значительно сильнее мужчины, то такой дополнительный атрибут его кукольному аналогу просто необходим.

Традиционно у обережных кукол нет лиц, чтобы в куклу не могли вселяться духи. А чтобы лица не воображались, создаются лицевые кресты. Этот крест символизирует солнце и гармонию, хоть и выглядит по-разному. Насколько красивым он выглядит зависит только от мастерства того, кто его делает. Это может быть самый простой крест в квадрате, а может быть сложный геометрический рисунок.

Важную роль в лицевом кресте играет цвет выбранных нитей. Вот где количество пожеланий легко и красиво вплетаются.
Черная нить как символ защиты, коричневый – плодородия, зеленая для здоровья, розовая нить символизирует любовь и женственность, синяя – спокойствие и уверенность. Подбирать цвета можно долго, а значения их варьируются. Но главным критерием при выборе цветов должно быть соответствие с интуицией.

Есть еще два дополнительных места для помещения символов – полотенце и передник. На них вышиваются дополнительные знаки. На переднике, что-нибудь для женского здоровья, к примеру Рожаница. На полотенце с одной стороны вышивается мужской символ (любой подходящий), а на другой – женский. Полотенце завязывается в месте, где неразлучники «держатся за руки». После рождения ребенка к неразлучникам привязываются еще маленькие обереги, символизирующие и защищающие малыша.

Как испортить оберег
В первую очередь, легко испортить обережников ножницами и узлами. Тогда и жизнь у молодых будет со срезами и узлами. Но, неразлучники – не особая мотанка, совсем без ножниц не обойтись. На самом деле можно использовать хоть ножницы, хоть и швейную машинку, но до того как собирать куклу. Но, когда придет время собирать куклу, ничего этого быть уже не должно.

Как уже упоминалось, ткань должна быть из дома. Прямо из магазина ткань не принесет с собой ничего. Но тогда стоит подумать, а все ли было ладно в семье – чтобы не взять материалы, наполненные неизвестно какой энергией. А вдруг вокруг все постоянно ругались и спорили?

Еще один способ – переборщить "наполнением головы". Существует множество обережных значений круп, орехов, семечек и прочего. Но пихать все подряд, как в веник – плохая идея. Лучше добавить пару цветов в лицевой крест.

Вязать узлы кукле можно, но только возле полотенца, где руки связаны, завязывая узлы для конкретных нужд (их повторяют про себя), в основном на счастье. Но некоторые
мастерицы говорят, что узлов даже там быть не должно. Вопрос спорный.

Так же куклу можно испортить «растягивая удовольствие». Можно сколько угодно подготавливать все материалы для кукол, понемногу доделывая разные детали. Но собирать куклы нужно сразу, за один заход, т.е. за световой день - если начали с утра, то до вечера все должно быть готово. А лучше "сесть и сделать".

Но больше всего куклу можно испортить, если не слушать голос собственной интуиции. В данном обереге важно, что хочет получить тот, кто его делает. Если хочется эту нить, а другую добавлять не хочется – хорошо, значит так и нужно. Нельзя сомневаться в том, что приходится делать, иначе куклы могут иметь не тот эффект для будущей семьи.

Неразлучники – сильный, универсальный оберег и помощник, способный защитить семью от зла,
а так же приманить благополучие в новую семью.

Маруся
21.06.2019, 20:42
МАСТЕР-КЛАСС ОБЕРЕЖНОЙ КУКЛЫ
Целительная кукла "На здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается.
Можно зажечь свечу и читать молитвы (молвицы) или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье."
По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье".
Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.

1. Для изготовления куклы нужны льняные нитки (лучше помягче) и красные для обвязок.
2. Кукла делается примерно 15 см, плюс-минус 2−3 cм, на Ваше усмотрение.
Для этого на любом предмете выбранного размера делаем три намотки не разрывая ниток
для тела − более толстую,
для рук − раза в два-три тоньше,
такую же, как для рук, для косы.
3.Разрезаем ( с одной стороны).
4. Для косы на самом конце завязываем простой узел, для рук сплетаем и завязываем на концах косичку.
5. Красной нитью длиной 1 метр обозначаем шею. Нитку не отрываем.
6. Заготовку для косы вдеваем в голову. Для того, чтобы пряди не спутывались, макушку перевяжите льняной ниткой.
7. Завязываем узел на голове.
8. Заплетаем косу.
9. Косичку рук перевязываем крест-на-крест и обозначаем талию.
10. Оформляем поясок и ободок на голову.

Маруся
21.06.2019, 20:44
Окончание:

МАСТЕР-КЛАСС ОБЕРЕЖНОЙ КУКЛЫ

Маруся
05.10.2019, 20:42
Лихоманки - куклы приманки.
25457
Традиционные тряпичные куклы Лихоманки - куклы особенные. Я их называю Лихоманки-приманки.
Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них……..

Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.

Кукол делают на связке, которую подвешивают возле дымохода, т.е. возле того места, откуда по народным поверьям обычно в дом попадают не прошеные гости – болезни.

Середина осени и конец весны, когда начинается большинство простудных заболеваний самое время для изготовления кукол Лихоманок.

Согласно древнеславянской мифологии различного рода заболевания связанные с ознобом или жаром называли лихорадками или сестрами-трясовицами и представляли их в образе тощих злобных крылатых женщин в белом, с непокрытой лохматой головой и клюкой в руках.
Эти злые существа, отсидев положенное время глубоко под землей, вылетали на белый свет и разлетались в разные стороны.
Они с жадностью набрасывались на людей, и вызывали различные заболевания. Привязавшаяся к человеку женщина-лихорадка начинала «жечь и палить, в мир ходить, людской род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть».

По характеру заболеваний и течению болезней наблюдательный народ выделил 12 основных сестер-лихорадок. В названиях их имен были обычно отражены симптомы заболеваний, и в разных местах она были разные.

Невея, - мертвящая. Сидела Невея глубоко под землей прикованная железными цепями к столбу, а если удавалось ей вырваться, то она появлялась среди людей и косила целые поселения не щадя никого.

Огнея – вызывала жар и высокую температуру

Ледея (Знобуха) – вызывала сильный озноб

Гнетея – лишала аппетита

Грудница – изнуряла человека сильным кашлем, вызывала отдышку

Глухея – закладывала уши

Ломея-Костоломка – вызывала боль в суставах и ломоту во всем теле

Тайная – разные скорби творила, никто не мог ее распознать

Пухнея – вызывала сильные отеки, водянку

Желтея – вызывала болезни печени и желчного пузыря, окрашивая кожу человека в желтый цвет

Корчея – любила чужие жилы на свои кулачки наматывать, заставляя мучиться от боли

Гладея – изводила бессонницей

Тринадцатая Кумоха – самая старшая, «наибольшая» из них и самая злая. Именно Кумоха посылает своих сестер в мир людей – «знобить, грешное тело мучить и белые кости крушить».

Маруся
11.04.2021, 15:53
ЯРМАРОЧНЫЕ ЗАБАВЫ НА РУСИ
Русская ярмарка
Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.
Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Пляски.
О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

26606
Миниатюра «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV в.
Скоморохи.
Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали».

Балаган.
Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

26608
А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873
Вертеп.
Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.
Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Раёк.
26607
Русский раек, гравюры XIX века.
Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Кукольное представление с Петрушкой.
Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы».

Кулачные бои.
Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка», которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь», набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.
Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.

26605
Карусель на Нижегородской ярмарке, конец XIX века
Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России.